bancassurance



Страховые компании и банки Украины поменялись ролями


Еще недавно банкиры снабжали работой страховщиков, поставляя им оптом клиентов — своих заемщиков, а теперь сами начинают подрабатывать в СК на продаже «автогражданки», туристических полисов и лайфа.

Оставшиеся без денег банки Украины быстро теряют привлекательность в глазах страховщиков. По оценкам экспертов, в объемы банковского страхования упали на 30–40%.

Замораживание розничного кредитования лишило СК надежды на привлечение новых клиентов. Некоторые из них продолжают сражаться за пролонгирующих договоры заемщиков, получивших кредиты в предыдущие годы. Другие отказываются от работы с финансистами, переключая внимание на корпоративный сектор.

Основная причина раздоров между финансистами — чрезмерно возросшая плата за изрядно упавшие объемы бизнеса, которые могут предложить банкиры. Сумма депозита, которую необходимо разместить для получения линии бизнеса (розничных или корпоративных клиентов), колеблется от 5 до 10 млн грн. Чем крупнее финучреждение и чем больше у него клиентов, тем выше требования к депозиту.

Стараясь разжиться страховыми деньгами, банки зачастую настаивают на ежеквартальном пополнении вкладов на 25–50% и открытии текущих счетов.

Также появились требования по выплате комиссионного вознаграждения в тех из них, которые ранее не выдвигали таких требований. Финучреждения, которые и до кризиса брали комиссию, теперь увеличивают ее размер в среднем на 5–10%.

Страховщики же не горят желанием потакать кризисным нуждам банкиров. Однажды обжегшись на невозможности вернуть свои вклады (по данным Госфинуслуг, в проблемных финучреждениях сейчас зависло свыше 1,2 млрд грн. резервов СК), они стали тщательнее относиться к выбору партнеров.

Основными критериями при их выборе являются размер кредитного портфеля банка, наличие региональной сети и возможности сотрудничать на региональном уровне, а также кредитный рейтинг

Кроме того, СК все чаще отказывают финансистам в услугах, которые охотно предоставляли в докризисный период. В частности, многие компании полностью свернули страхование кредитных рисков, отказываясь платить за безнадежных заемщиков.

На страхование займов сегодня отваживаются лишь единицы. Поскольку платежеспособность заемщиков значительно снизилась, возросло и желание банков уменьшить свои кредитные риски за счет страхования. Финучреждения, с которыми мы работаем по этому виду, страхуют такие риски самостоятельно, то есть платеж вносят они, а не заемщики. Как правило, в таких договорах предусматривается нулевая франшиза, средний тариф колеблется от 2,5 до 7%. Риски оговариваются индивидуально с каждым банком.

По прогнозам экспертов, в ближайшее время сотрудничество финансистов будет разворачиваться в иной плоскости.

В нынешних условиях становится актуальной реализация некредитных страховых программ на территории банков-партнеров, что даст возможность обеспечить дополнительный доход и финучреждениям, и страховщикам.

Поскольку большинство банкиров сейчас делают ставку на комиссионные доходы, они с радостью возьмутся за продажу полисов. Их интерес к классическому банковскому страхованию будет повышаться. В ближайшее время схемы сотрудничества, при которых полисы реализуются через работников банка, станут очень распространены.

Для начала компании намерены продавать на банковских площадках стандартные розничные продукты: полисы гражданской ответственности автовладельцев, «зеленую карту», договоры страхования выезжающих за рубеж (зачастую предлагается держателям кредитных карт), а также накопительные полисы страхования жизни.

Автор: Евгения Андреева
Источник: «Деловая столица»