Модели bancassurance для страхования жизни (life)
В Европе существует множество моделей банковского страхования для страхования жизни.
Основными критериями, определяющими бизнес модель являются:
- Структура акционерного капитала банка и страховой компании;
- Взаимоотношения между банком и компанией по страхованию жизни;
- Используемые каналы продаж.
Эти факторы обуславливают уровень интеграции банковского страхования в общей структуре деятельности банка. Возможные варианты (интегрированные и не интегрированные модели) проиллюстрированы в следующих двух примерах. Однако они не являются исчерпывающими – существует множество вариаций этих моделей, которые были успешно внедрены в Европе. Что касается инвестиционной прибыльности (инвестиционной отдачи), то анализ произведенный Milliman показал, что интегрированные модели более успешно справляются с задачей как продаж, так и уровня операционных издержек.
Интегрированная модель
В наиболее интегрированной модели банк полностью владеет страховым подразделением, которое продает свои продукты эксклюзивно через каналы продаж данного банка.
Вариацией такой модели является ситуация, в которой страховщик владеет банком. В данном случае страховая компания реализует свои продукты, используя несколько каналов продаж, а не только исключительно через банк.
Продажи страховых продуктов осуществляются в основном напрямую сотрудниками банковских отделений. В результате банковские работники могут предложить решения, удовлетворяющие широкий спектр банковских и страховых потребностей клиента. В то же время это создает возможность для успешных перекрестных и совместных продаж банковских и страховых продуктов.
Данная модель наиболее часто применяется в Южной Европе (например, Франция, Испания и Италия, а также крупными банками в Бельгии).
Неинтегрированная модель
В отличие от предыдущей модели, в не интегрированной модели банковского страхования банк и страховая компания не являются связанными лицами. Они связаны лишь дистрибьюторским договором о распространении страховых продуктов, который может и не быть эксклюзивным. В данном случае банк вправе выбирать несколько страховых компаний для сотрудничества. Эта модель в основном применяется небольшими банками и все чаще некоторыми банками в Великобритании вследствие недавнего изменения законодательства, которое определило новый статус мультиагентствам (агентские взаимоотношения, предусматривающие сотрудничество с несколькими страховщиками).
Продажи договоров страхования жизни в основном осуществляется с помощью специализированных консультантов или агентов.
Банковские сотрудники передают информацию о потенциальных клиентах готовых, по их мнению, для покупки страхового полиса, консультантам, в основном работающим с несколькими банковскими отделениями.
Продуктивность таких консультантов может быть намного выше по сравнению с традиционными каналами продаж, так как потенциальные клиенты лучше осознают необходимость в финансовом продукте, таком как полис страхования жизни.
Данная модель наиболее часто встречается в северной Европе, например в Великобритании и Германии. В Великобритании применение данной модели в основном обусловлено законодательством, так как большинство договоров страхования жизни могут продавать только консультанты (агенты) имеющие квалификацию отвечающую определенным стандартам.
Подходы к продажам
Краткая характеристика подходов к продаже продуктов банковского страхования приведена ниже.
Южная Европа
Взаимоотношение между банком и страховой компанией
- Полная собственность – в основном банк полностью владеет страховщиком.
- Совместные предприятия также часто встречаются на некоторых рынках и в большинстве случаев работают также, как и в случае с полной собственностью.
Продажи:
- В основном через отделения банков.
- Персонал отделений налаживает контакты с клиентами банка, часто посещающими отделения для банковского обслуживания.
- Планы продаж полисов страхования жизни включены в общие планы, как отделения, так и его сотрудников.
- Комиссионное вознаграждение, выплачиваемое банку, зачастую частично передается отделениям и его сотрудникам в виде бонусов за достижение поставленных планов продаж.
Примеры кооперации банков и страховщиков на основе данной модели:
- Франция: Credit Agricole владеет одним из лидеров страхования жизни – Predica и рисковым страховщиком Pacifica.
- Испания: BBVA владеет компанией BBVA Seguros, которая активна как на рынке рискового страхования, так и страхования жизни.
Северная Европа
Взаимоотношение между банком и страховой компанией
- Существует множество вариантов сотрудничества, включая полную собственность, совместные предприятия, а также агентские взаимоотношения.
- Подход к продажам в основном один, вне зависимости от формы взаимоотношения банка и страховщика.
Продажи:
- В основном продажи осуществляются через квалифицированных консультантов (Великобритания) или страховых агентов (Германия).
- Процесс продажи включает передачу банковскими отделениями контактов потенциальных клиентов консультантам или агентам.
- Некоторые страховые продукты, связанные с банковскими могут продаваться и работниками отделений (например, в случае ипотечного кредитования).
- В Великобритании финансовые консультанты в основном входят в штат банка, получая базовую фиксированную зарплату и бонус, зависящий от ряда факторов, включая объем и структуру продаж.
- В Германии агенты в основном получают вознаграждение в виде комиссии.
Примеры кооперации банков и страховщиков на основе данной модели:
В Великобританиисуществуют различные модели:
- HSBC / HSBC Life (полная собственность)
- RBS Group / Norwich Union (совместное предприятие)
- Barclays / Legal & General и другие страховщики (агентские договоры)
Примеры дистрибьюторских договоров и в некоторых случаях стратегических альянсов в Германии:
- HVB / Victoria
- Commerzbank / AMB
- Deutsche Bank / Zurich
Последние тенденции
Европейское банковское страхование в последнее время вынуждено было адаптироваться к изменениям внешних факторов, рыночной среды и потребностей клиентов.
Интегрированные модели развиваются в результате реакции банков на осложнения в регулятивной среде, таких как, например, Директива о страховом посредничестве (Директива нацелена на создание единого страхового рынка с помощью «паспорта» для страховых посредников в странах ЕС). В южной Европе компании специализирующиеся на банковском страховании в основном предоставляли ограниченную консультацию для своих клиентов. Это начинает меняться, как в связи с изменениями законодательства, так и в связи с повышением финансовых ожиданий клиентов.
Подход к продажам также развивается, так как банки выходят на рынки более сложных продуктов, таких как, например, пенсионные планы, которые в основном требуют гораздо более тщательного финансового планирования со стороны клиентов. В своем продуктовом портфеле компании, специализирующиеся на банковском страховании, в большинстве случаев фокусировались на накопительных и инвестиционных продуктах, которые имеют так называемую страховую «упаковку», однако по своей сущности являются очень схожими с банковскими и другими финансовыми продуктами. В последнее время, банки значительно расширили спектр предлагаемых продуктов, включив в него новые виды, такие как страхование жизни, пенсионные программы и рисковое страхование.
Сегментация клиентов также играет важную роль в стратегии продуктового ряда и модели продаж. Банковские страховщики вначале развивали огромную клиентскую базу для продажи простых и стандартизированных продуктов. Однако для дальнейшего развития своей страховой деятельности они начали развивать более сложные, более эффективные продукты для своих состоятельных клиентов, требующих больше возможностей для преумножения и сбережения своего капитала.
Страховое банковское дело (“Assurbanking” – продажа банковских продуктов используя каналы продаж страховщиков) также вызывает повышенный интерес в Европе и все большее количество традиционных страховщиков начинают продавать банковские продукты. Как и в случае с банковским страхованием, существует множество моделей для данного сотрудничества.
Автор: Пол Эрнест, старший консультант компании Milliman по стратегическому консультированию